Школа – это целый мир, своеобразная модель социума, где собрались несколько сотен детей и несколько десятков учителей. Этот мир ограничен пределами школьных стен и периметром двора. Все люди, которые собрались внутри этих границ, очень разные по характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному положению. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством. Эти люди находятся рядом друг с другом по 4–8 часов в день, постоянно общаясь между собой. Одни успешно взаимодействуют, другие вступают в конфронтацию. Можно ли в таких условиях совсем-совсем обойтись без конфликтов? Наверное, да, но это уже будет что-то из разряда утопии. А поскольку Томасом Мором никто из нас себя не считает, давайте будем более реалистичными и для начала честно признаем проблему, а затем обсудим один из способов ее решения – службу медиации.
Итак, школьные конфликты неизбежны. В них бывают вовлечены учителя, ученики и их родители. Поэтому главное – научиться выходить из конфликтов с наименьшими потерями для всех сторон. Зачастую для решения самых сложных вопросов, разобраться с которыми двум лицам самостоятельно никак невозможно, приглашается третья сторона. Это классический случай из судебной практики: выслушав по очереди каждого из участников конфликта, судья выносит свое решение, которое, даже если и является абсолютно беспристрастным, вряд ли кажется всем сторонам справедливым (а иначе откуда бы взялось столько апелляций?). Это порождает новый виток проблем.
И вот тут-то на помощь приходит третья сторона, нейтральное лицо – медиатор (от лат. mediatio – посредничество).
Но медиация – это не третейский суд. Главное отличие в том, что медиатор ни в коем случае не считает себя выше спорящих, не навязывает им свое мнение, не подталкивает ни к какому решению. Он как будто бы модерирует беседу, то есть просто держит конфликтующие стороны в определенных границах, не позволяя им оскорблять друг друга, переходить на личности, уходить в сторону от обсуждения спорного вопроса или ущемлять интересы кого-либо из участников. Обидчик обязательно должен компенсировать нанесенный им ущерб. Суть процесса медиации в том, что спорщики сами должны прийти к оптимальному решению, которое в равной степени устроит обе стороны, которое будет понятно всем участникам, а договоренности будут ими неукоснительно соблюдаться. И в этом не будет никакого внутреннего конфликта, потому что решение спорщики выработали сами, они понимают его от и до, согласны с его сутью. Поэтому часто службу медиации в школе называют службой примирения.
Цель медиации заключается в поиске выхода из ситуации, а не в поиске виноватых. И в этом, пожалуй, и состоит ее главное отличие от арбитража, традиционного судебного разбирательства.
Школьная служба примирения (медиации)
Копилка вопросов и ответов
- Если ребенка обижают в школе» (начальная школа)
- Если ребенка обижают в школе (старшие школьники)
- Если ребенка обижают в школе (подростки)
- Если у ребенка конфликт с учителем…(старшие школьники)
- Если у ребенка конфликт с учителем…(подростки)
- Если у ребенка конфликт с учителем…(начальная школа)
- Советы психолога
• Служба примирения разрешает конфликты между учащимися. Самое фундаментальное преимущество - это то. что она эффективно разрешает конфликты между учащимися. Около 90% всех сессий медиации завершаются соглашением, удовлетворяющим не только стороны, но и учителей, администраторов и родителей. А когда учащиеся решают закончить конфликт на медиации, он разрешается во благо. Это происходит, поскольку медиаторы поощряют своих ровесников обсуждать все спорные вопросы, а не только предшествующие инциденты. Даже в случаях, когда письменные соглашения нерезультативны, стороны часто изучают ситуацию достаточно, чтобы сгладить этот конфликт.
• Службы примирения учит школьников важным жизненным навыкам. «Зарождающаяся глобальная экономика нуждается в работниках, которые умеют анализировать новые ситуации, подходить к креативным решениям и брать ответственность за решения относительно выполнения своей работы»
Навыки разрешения конфликтов, точно так же, как умение читать и писать, являются важнейшими для плодотворной жизни. Молодым людям необходимо уметь эффективно общаться, оценивать последствия своих поступков, вырабатывать и оценивать альтернативные решения проблемы и сосуществовать с людьми, с которыми они не согласны. Служба примирения обучает этим фундаментальным навыкам и отношениям как медиаторов, так и стороны (участников конфликта).
• Служба примирения формирует у школьников навыки разрешения конфликтов через практику реальной жизни. Все навыки требуют практики для достижения мастерства, а Служба примирения позволяет учащимся развивать их навыки разрешения конфликтов там, где они наиболее важны: в конфликтах реальной жизни. Медиирование реальных конфликтов в школе поощряет также использовать эти навыки за ее пределами. Выступление в роли медиатора помогает школьникам справляться с конфликтами в своей собственной жизни и в их коллективах, по-новому понимая перспективы и навыки. Комментарии типа: «Мы с мужем не можем договориться без того, чтобы Света не пришла помочь нам разрешить спор» или «Что вы сделали с моим сыном? Он теперь слушает меня!» нередко можно услышать от родителей медиаторов.
• Служба примирения стимулирует учащихся разрешать свои конфликты путем сотрудничества. Медиация ровесников мотивирует их решать споры путем разговоров не столкновений. Программы достигают это различными способами. В результате предпринятых усилий оказывается, что именно медиация - это процесс, подходящий для учащихся. Они находятся под контролем, заседания носят конфиденциальный характер и можно многое выиграть, мало что потеряв. Школьники узнают о том, что медиация реально действует, от друзей- медиаторов или тех, которые были сторонами. Ответственные за дисциплину и учителя ориентируют учащихся на медиацию ровесников как альтернативу арбитрации. В конечном счете значительный процент сессий медиации начинается по инициативе самих школьников.
• Служба примирения углубляет воспитательное воздействие школы. Служба примирения использует основное отвлечение от учебы- межличностный конфликт- как воспитательное средство. В то время как медиаторы моделируют адаптированные к социальной среде методы разрешения конфликта, школьники, представляющие стороны, практикуются, разрешая свои разногласия с помощью критериев справедливости и взаимной выгоды, а не силы и угроз. Столкновение со своим противником там, где нет угрозы наказания, а это и происходит на медиации, побуждает школьников брать ответственность за свои поступки.
• Служба примирения предоставляет возможности учащимся. Точно так как учителя не обучают алгебре, решая задачи за учащихся, взрослые не могут научить молодых людей разрешать конфликты, делая это за них. Медиация ровесников обучает учащихся навыкам, а затем поощряет их разрешать свои собственные конфликты на заседании под наблюдением. Она также дает школьникам возможность для разрешения конфликтов которые могли бы никогда не привлечь внимания взрослых. И хотя медиация позволяет учащимся разрешать свои собственные конфликты, это не освобождает их от ответственности за свое поведение. Школьная дисциплинарная система остается в силе.
• Службы примирения повышает самооценку. Самооценка все больше рассматривается как важный элемент успеха учащихся, а медиация ровесников повышает самооценку различными путями. Медиаторы испытывают на опыте свою способность оказать глубокое воздействие на жизнь других, а результат оценивается взрослыми и такими же учащимися. Стороны участвуют в процессе, позволяющем им нести ответственность за свою жизнь и приносит им ощущение удовлетворения от успеха. Когда сессия медиации проходит успешно, у всех участников возникает чувство, будто они сделали что-то достойное.
• Служба примирения учит учащихся многое понимать. Учащиеся приобретают понимание многих вещей, участвуя в медиации ровесников. Наиболее важно то, что они узнают, что многие конфликты не могут сведены к правильно-неправильно, мы-они, а являются вместо этого результатом неправильного восприятия, неправильного понимания и вполне законного различия потребностей (интересов). Медиация ровесников также помогает учащимся оценивать различия между людьми. Школьники различных рас, возраста, религиозной и социальной принадлежности общаются и работают вместе, чтобы решить важные проблемы путем медиации. Они учатся критиковать и воспринимать критику. Они оценивают необходимость идти на риск и делать ошибки, чтобы узнать что-то новое. Они понимают, как можно, помогая людям, помочь самим себе. Все вместе взятое, это объясняет, почему опытные медиаторы-школьники проявляют необычный уровень зрелости и выдержки.
• Служба примирения ожидает от учащихся максимума. Многие школьные правила-пропуски на входе, рассаживание по местам, дисциплинарная политика, расписание старшеклассников косвенным образом предполагают, что школьники неспособны поступать ответственно. Процесс медиации, напротив, предоставляет место, где молодые люди могут полностью раскрыть весь свой потенциал. В этом плане школьники постоянно впечатляют педагогов своим креативным мышлением, готовностью прощать и своей склонностью действовать в соответствии с мотивами, а не своими интересами. Это характерно как для сторон, так и для медиаторов. Медиация бросает вызов учащимся, предоставляя им возможность быть лучше, чем они могут быть, и обычно они принимают этот вызов.
• Служба примирения задействует всех учащихся, даже тех, кого рассматривают как «трудных» (at-risk). Медиация ровесников позволяет учащимся изучать изнутри и управлять наиболее важной частью своей жизни. В этом качестве она противостоит учебному плану, который иногда кажется абстрактным и удаленным от их реальных проблем. Даже учащиеся с хроническими проблемами в поведении приходят к тому, что оценивают медиацию. Она предоставляет им возможность, сохранив лицо, уладить свои конфликты и многие из этих учащихся отличаются , когда проходят обучение в качестве медиаторов. Стать медиатором означает для «трудного» школьника больше, чем получить важные жизненные навыки - это дает им столь необходимую возможность внести свой вклад в свою школу.
• Служба примирения дает возможность тратить больше времени на обучение. Хотя это трудно измерить, возникает впечатление, что программы медиации ровесников дают возможность тратить больше времени на учебу. Уменьшение числа временных отчислений из школы, которое может последовать за выполнением программы медиации ровесников, означает, что школьники проводят больше времени в классе. Своевременное и прочное разрешение конфликтов означает, что у учащихся меньше поводов для беспокойства, когда они на занятиях. Сторонникам дисциплинарных мер приходится тратить время только на конфликты, связанные с нарушением школьных правил или же на конфликты, разрешение которых находится вне пределов возможностей школьников - медиаторов. Что же касается учащихся, решающих конфликты путем медиации, то учителя тратят меньше своего ценного времени на дисциплину, а больше занимаются непосредственно их обучением.
• Служба примирения носит превентивный характер. Медиацию ровесников используют не только после того, как конфликт вылился в насилие, она различными способами помогает предотвратить перерастание конфликта в насилие. Развитие навыков по разрешению конфликтов как медиаторами, так и в целом учащимися позволяет им прийти к медиации вскоре после возникновения конфликта и до его эскалации. Даже после того, как конфликт вылился (в насилие), медиация может предотвратить его от перехода в более острый конфликт. Большинство конфликтов с несколькими участниками можно предотвратить, если межличностные по своей сути конфликты разрешаются своевременно. Медиация ровесников может также быть благом для других превентивных усилий. Программы медиации ровесников оказывают положительное воздействие на многие факторы, с которыми связаны такие проблемы, как покушение на имущество и подростковая беременность (низкая самооценка, отсутствие навыков принятия решений, отрицательное воздействие ровесников).
• Служба примирения улучшает климат в школе. Программа способствует развитию чувства принадлежности к школе, причастности к ее жизни и контроля над нею. Она уменьшает напряжение, возникающее от нерешенных и нарастающих конфликтов. Она улучшает общение среди учащихся и между учащимися, учителями, администрацией и родителями. Она помогает сохранить старые дружеские отношения и способствует возникновению новых в случае, когда бывшие противники становятся друзьями. Все это помогает школам стать более безопасными местами общения и более эффективно справляться со своими задачами.
• Служба примирения отвечает как психологическим потребностям учащихся, так и профессиональным интересам воспитателей. Молодые люди требуют все возрастающей степени автономии и контроля над своей жизнью. В то же время их незрелость и отсутствие опыта могут привести к тому, что они сделают ошибки, поведут себя безответственно и обидят друг друга. Таким образом, воспитатели должны найти баланс между автономией и наблюдением (контролем). Медиация ровесников согласует эти различные потребности (интересы), предоставляя структуру, в которой школьники свободны сделать свой собственный выбор. Пока они подчиняются правилам медиации, учащиеся контролируют свою судьбу. Молодые люди довольны, потому что они контролируют ситуацию; воспитатели удовлетворены, потому что их учащиеся остаются под наблюдением - это решение, когда обе стороны выигрывают!
Документы не выбраны